12 архетипов бренда в рекламных роликах зарубежных и российских компаний

12 архетипов по классификации Кэрол Пирсон: «Простодушный» или ребенок, «Мудрец» или мыслитель, «Искатель», «Бунтарь», «Маг», «Герой», «Любовник», «Шут», «Славный малый», «Заботливый» или защитник или опекун, «Творец» и «Правитель».

Простодушный. Он же — Невинный или ребенок.
(THE INNOCENT)

Главное желание Простодушного — чтобы жизнь не была тяжелой. Он желает ощутить рай. Его главная цель — быть счастливым. Простодушный есть в каждом из нас — это спонтанный и доверчивый ребёнок. Как и ребенок он боится делать что-то плохое, за чем может последовать наказание, поэтому он стремится поступать правильно. Его сильные черты — вера и оптимизм. Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать. При этом сытый и здоровый Простодушный — существо веселое, довольное жизнью, заряжающее всех позитивом. Ловушка для простодушного — эгоизм и самолюбование.

Если мы говорим про бренды архетипа Простодушный, то обычно у них невысокая цена: от низкой до средней. Такие бренды традиционно стремятся сохранить безупречную репутацию. Очень часто продукция бренда проста. Порой, такой бренд как наивный ребенок и даёт самый простой ответ на проблему. Еще он ассоциируется с добром, нравственностью, невинностью, простотой и детством. Кстати, очень часто это товары для детей.

Кинематограф подарил нам замечательный образ героя с архетипом простодушный в фильме Форрест Гамп.

Искатель, он же Землепроходец, он же Странник.
(THE EXPLORER)

Искатель покидает изведанное, чтобы открыть и исследовать неизвестное. Его устремление нацелены на путешествие и поиск нового. Часто, этот внутренне суровый персонаж смело встречается с одиночеством и изоляцией, чтобы искать новые пути. Он самостоятелен и честолюбив. Часто оппозиционный, ниспровергает авторитеты. Его главная цель — жить полной, естественной жизнью. Для него невыносимо приспособиться и потерять ощущения жизни. Он боится этого застоя. Он много учится, полон амбиций на своем пути и часто избегает взаимодействия с другими людьми и взаимопомощи. Он одиночка. Ему важно «сделать все самому». Он хочет осознать мир.

Негативная сторона искателя может быть не готовность взять на себя обязательство завершить что-либо. Они же ценители свободы и независимости. Он может быть эгоистом или беспечным по отношению к окружающим.

Очень часто торговые марки с таким архетипом производят продукты для выживания. Это также могут быть продукция для путешествий и отдыха на природе. Их можно использовать в дороге. В чем-то это новаторские продукты. Главное, чтобы покупатель чувствовал себя свободным и при этом мог подчеркнуть свою индивидуальность.

Мудрец, он же Философ, он же Ученый.
(THE SAGE)

Архетип Мудреца ищет истину. Он хочет открыть истину. Мудрец стремится постичь мир, используя интеллект и анализ. Больше всего в жизни мудрец боится пойти по ложному пути, быть обманутым, введенным в заблуждение. Мудрец — искатель информации и знаний, который отправляется в далекие путешествия за еще одним золотым слитком знания. Он пытается понять свой и чужой процесс мышления. Вечно пытается разбираться в себе, то есть постоянная саморефлексия. Лучшей наградой для него является мудрость и интеллект. Мудрец становится проблемой для окружающих, когда начинает всех судить, становится чересчур рациональным и занятым бесконечным изучением вопроса.

Очень часто бренды с архетипом мудреца являются инновационными, базируется на новых разработках. Это качественный товар, качество которого подтверждено неопровержимыми данными. Продукция часто не простая, решение может быть сложным и побуждает думать пользователя.

Герой. Он же — Воин.
(THE HERO)

«Один в поле не воин» — это не про него. Для него это только повод доказать свою ценность через мужество и храбрый поступок. Помимо мужества он ценит мастерство и компетентность. Он сражается со своим страхами и слабостями. Для него немыслимо проявление слабости и ранимости. Вы никогда не увидите героя на месте жертвы. Все его старание направлено на то чтобы, стать максимально сильным и тем самым сделать мир более совершенным. Амбициозная задача. Как тут сложно не стать высокомерным и даже агрессивным.

Продукция с архетипом герой нацелена на выполнение сложных задач и стремиться сделать это максимально хорошо. Им не чужда инновация. Очень часто товары этого архетипа помогают людям понять, на что они способны.

Разрушитель, он же Изгой, он же Бунтарь.
(THE DESTROYER)

На мой взгляд архетип бунтаря самый малочисленный. Как пел Высоцкий: Настоящих буйных мало — Вот и нету вожаков.

И это хорошо, что их не много, так как их цель разрушить то, что не работает. Что движет Бунтаря? Это чувство мести или желание революции. Больше всего бунтарь боится стать обывателем, оказаться заурядным, таким как все. Его также пугает бессилие. Он всегда будет идти к максимальной свободе без ограничений. Он может крушить все на своем пути, шокируя окружающих.

Продукция бунтаря точно не является товаром первой необходимости. Окружающие могут вполне обойтись без этой продукции. Парой, этот продукт является вредным для покупателя. А иногда запрещенным. Но иногда это дерзкий, просто революционный товар. Опасность для бунтаря — запуск само разрушительных паттернов поведения.

Маг, он же Волшебник.
(THE MAGICIAN)

Архетип Мага исследует фундаментальные законы науки, мира и вселенной, чтобы понять, как трансформировать ситуации, как влиять на людей и превращать видения в реальность. Маг стремится к гармонии, к балансу, чтобы все остались довольны результатом волшебства. Сделать мечты реальностью — вот основная цель мага. Задача Мага не в том, чтобы наколдовать, а в том, что бы увидеть правильный путь и претворять его в жизнь. Но волшебство может завести куда-то не туда, пойти не по плану, вызвать негативные последствия и это главная опасность для Мага. А еще маг может пойти по темной дорожке и стать шарлатаном и манипулятором, дешевым фокусником, шулером, наперсточником.

Маг ведь знает законы вселенной и поэтому в его товарах есть частичка глубокой философии. Духовность для мага не пустой звук. Продукт мага с сюрпризом. Тут нечто большее, чем все ожидают. Например, новизна в технологиях, новый стандарт, удобство пользования нового уровня, новаторство, рационализм и так далее. Есть в продукте магия. Но за волшебство приходится платить. Продукция, иногда, не из дешевых.

Славный Малый. Он же — Свой парень. Он же — Сирота.
(THE REGULAR GUY)

Славный малый не переносит изоляцию и одиночество, поэтому ему постоянно нужна связь с окружающими людьми. Для связи с окружающими он готов с ними слиться, сделать все, чтобы принадлежать той или иной группе, соответствовать ей. Он сирота и отсюда весь его страх быть отвергнутым. Так что он предпочитает особо не высовываться, не выделяться и нос не задирать. Он умеет работать над собой и готов вырабатывать нужные добродетели, придет на помощь, если нужно. Он ведь славный малый. Очень его огорчает когда к нему нет доверия и не удается наладить обратную связь с окружающими, к которой он так стремится. Будьте с ним честны, постарайтесь его понять и не критикуйте его, и тогда он будет доволен как слон.

Очень часто это противоположность бунтарю. Товары этой группы нужны, можно сказать, необходимы. У них относительно неплохое качество, а стоят они дешевле, чем товары премиум класса. В этом часто конкурентное преимущество славного малого. Архетип очень социальный и поэтому товар будет стимулировать к единению, к чувству принадлежности.

Любящий. Он же Любовник. Он же Романтик. Он же Эстет.
(THE LOVER)

Архетип любовника призван принести всю гамму сердечных мук и драм, он помогает нам испытать опыт чувственного удовольствия, постичь близость, добиться интимности. Цель архетипа, делать работу, переживания, окружающую обстановку вокруг приятной. Архетип больше всего боится стать отвергнутым, остаться в одиночестве. Любовь для него все и горе ему если он стал нежеланным и нелюбимым. Поэтому он постоянно стремится быть все более привлекательным во всех отношениях. Лучшее что можно ему дать — это преданная любовь, страсть, восхищение.

Продукт помогает людям обрести любовь/дружбу, признан поощрять красоту, ассоциируется с сексуальностью или романтикой, цена от средней до высокой.

Шут, клоун, дурак, скоморох.
(THE FOOL OR JESTER)

Шут, он дурак. Совсем не умеет серьезно себя вести и не способен брать ответственность на себя. Живет одним днем получая от него максимум удовольствия. Кстати, брать кредиты, на сиюминутные желания — это типичное шутовство. У шута одна цель — замечательно провести время самому и повеселить окружающих. Шут не может терпеть скуку. Наказание для него — быть скучным. Он привык играть, шутить, быть забавным. Шут может быть лентяем и обжорой. Но есть проблема — время идет и дни летят быстро, и шут может растратить всю свою энергию и прожить жизнь впустую. Хотя шуту обычно ничего не надо кроме улыбки и радости окружающих.

Товары архетипа шута не дорогие и доступны каждому. Обычно, предназначены для отдыха и развлечений.

Хранитель, он же Опекун, он же Наставник, он же Заботливый, он же Защитник.
(THE CAREGIVER)

Как ни странно, но цель этого архетипа — защищать людей от возможного ущерба. Хранитель должен заботиться, защищать окружающих, помогать им. Хранитель в первую очередь идет на помощь другим, и сделает это с состраданием и щедростью. Самое страшное для защитника — это когда на добро он получает неблагодарность и эгоизм в ответ. Хранитель — это альтруист. Иногда он может строить из себя мученика и обвинять окружающих в неблагодарности. Порой он самонадеян и считает что лучше вас знает что вам нужно.

Популярный архетип, часто ассоциируется с продуктами питания, здравоохранение, образование. Архетип помогает заботиться об окружающих. Помогает людям сохранить отношения.

Творец.
(THE CREATOR)

Их не так много. Но все же больше чем бунтарей. Дело в том, что настоящие творцы стремятся создать какие-нибудь вечные ценности. А это не просто. Это вам не Шут. Архетип Творца поощряет любые порывы воображения. Творцы стремятся воплотить свои мечты и видения в форму. Творческое начало в них должно присутствовать и воображение. А также они должны владеть навыками творца. Без этого никак. Творец плохо относится к бездействию, а иногда болеет трудоголизмом. Лучшая награда для него — это вдохновение.

Теперь о товарах. Порой товары с архетипом Творца не имеют законченный вид при продаже. Это из серии «Сделай сам». Товары способствуют творчеству, самовыражению. Иногда это конструктор, который покупатель сам собирает, ну и это экономит деньги.

Правитель или король.
(THE RULER)

Архетип Правителя вдохновляет нас на то, чтобы взять ответственность за свою жизнь и за общество в целом. Его цель — создание процветающей успешной компании, семьи, сообщества, социальной группы. Отчасти Правитель напоминает Опекуна, поскольку тоже лучше вас знает, что для вас лучше. Но задачи Правителя куда шире, и ответственности на нем больше. Он дает закон и порядок миру, который был им создан. Вообще он зациклен на контроле, контроль для него это путь к стабильности. Он контролирует все: окружение, свой производственный процесс и клиентов, он ничего не пустит на самотек. Он стремиться всем руководить и держит постоянно руку на пульсе. Он боится хаоса, неразберихи, ведь для него это опасность потерять власть над общностью, во главе которой он стоит. Ему нравится когда его превозносят, считают эффективным менеджером, ответственным руководителем. Самая главная опасность для него — превратится в тирана и самодура, авторитарного руководителя.

Высокостатусный товар, помогает стать людям более организованными, могут предложить пожизненную гарантию, цены от средних до высоких.

#Теги: 12 архетипов бренда, Маргарет Марк, Кэрол Пирсон, Простодушный, Мудрец, Искатель, Бунтарь, Маг, Герой, Любовник, Шут, Славный малый, Заботливый, Творец, Правитель, Рекламные ролики, Российская реклама, Сбер, Яндекс, мтс, билайн, втб24, Юнг, архетипы, психология, Почта банк, Нагиев, Гудков, Рева, Хрусталев, Газпром, Шнуров, Альфа, брендинг, THE INNOCENT, THE EXPLOR, THE SAGE, THE HERO, THE DESTROYER, THE MAGICIAN, THE REGULAR GUY, THE LOVER, THE JESTER, THE CAREGIVER, THE CREATOR, THE RULER, Мегафон, ozon